veoclub Дрессировка на Рублевке

Восточноевропейская овчарка \"ВЕО-Служебная собака\"

Восточноевропейская овчарка, Собаки, дрессировка собак, щенки овчарки, электронные ошейники для собак, антилай ошейники для собак
Текущее время: 29-03-24, 12:06

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 22-07-07, 13:10 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26-01-07, 16:46
Сообщения: 12505
Откуда: Moskow
Дрессировка собак. Апортировка: весело, быстро, уверенно.
Экард Линд. Перевод с немецкого Ирины Юнеман.
Статья журнала "ВЕО".

Восточники — известные «палочники».
Носиться за палочкой и приносить ее своему хозяину — самое любимое их развлечение.
Тем не менее в процессе обучения некоторые дрессировщики сталкиваются с проблемами:
либо отсутствие интереса у собаки, либо нежелание приносить предмет владельцу.
Мы будем очень рады, если кому-то пригодятся советы из этой статьи.
Параллельные упражнения.

Апортировка - комплексное упражнение, и есть смысл разделить его на отдельные этапы. Итак, мы отрабатываем: «Дай»!, «Сидеть» (перед дрессировщиком), «Держать», «Ждать», основную позицию «Сидеть» (у левой ноги). Эти приемы отрабатываются раздельно, но не по порядку. Например, команда «Дай!» (или «Фу!») должна быть знакома собаке со щенячьего возраста, но, правда, на основе положительной мотивации.

Также и другие этапы апортировки, каждый в отдельности, строятся задолго до того, как апортировка будет составлена из них в единое целое.

После того, как мы поставили педагогическую цель (позитивная мотивация), а также разработали ведущую к этой цели дидактику (сначала обусловить подход собаки к дрессировщику), необходимо объяснить отдельные методические шаги (и их варианты).

Стимуляция, пуск, борьба за добычу.

Предположим, мы имеем дело с молодой собакой в возрасте 6-12 месяцев.

В идеале ее игровая активность уже была стимулирована в щенячьем возрасте. Выбор заменителя добычи не имеет существенного значения. Любой предмет имеет свои преимущества и недостатки. Главное, чтобы с помощью этого предмета собака могла быть приведена в состояние охоты преследовать его в течение нескольких секунд, в дальнейшем позволяла бы себя успокоить и вновь по сигналу могла прийти в состояние охоты.

Фаза 1. Стимулирование с близкого расстояния.

Предполагается общеизвестной важность оптимальных внешних и внутренних условий для собаки и дрессировщика. Упражнения на начальном этапе проводятся в спокойном месте без отвлекающих факторов.

Если собака не имеет выдержки, то первые занятия проводятся с помощником. Собака в ошейнике и на поводке. Помощник держит собаку за ошейник и привлекает ее внимание к хозяину, который приближается к ней на расстояние 10-15 м, показывает ей предмет, держа его не перед собой, а со стороны, чтобы собака лучше разглядела силуэт мотивационного объекта (МО), и начинает играть с предметом, дразня собаку.

Игра продолжается и развивается до тех пор, пока собака не проявит желание действия. Об этом можно судить по рывкам, навостренным ушам, повышенной концентрации внимания, лаю и т.п.

Мотивация может быть усилена веревкой, прикрепленной к предмету. С ее помощью можно двигать предмет по земле, бросать его ногой вправо-влево, подбрасывать ближе к собаке и отдергивать веревку, можно двигать его с разной скоростью или рывками. Можно использовать акустическую стимуляцию с помощью плетки (только не в угрожающей форме). Форма стимуляции индивидуально подбирается к каждой собаке.

После громко и четко произнесенной команды «Апорт! » помощник отпускает собаку. Хозяин отбегает на несколько шагов (не обязательно, если собака бежит галопом), наклоняется и дает собаке возможность схватить предмет. Но только нежелательно протягивать его собаке. «Жертва» должна убегать. Только убегающая добыча пробуждает рефлекс преследования.

Пока собака бежит, команду можно повторить также и при хватке. Теперь следует побороться с собакой за предмет, и хозяин должен превратиться для собаки в равного ей игрового партнера. Вначале собака должна всегда выходить победителем, в дальнейшем она должна побеждать, прилагая больше усилий и только почти всегда.

Тянуть нужно из стороны в сторону, при этом желательно, чтобы собака упиралась в землю всеми четырьмя лапами. По собачьему обыкновению можно крутиться на месте, толкаться и стараться рывком вырвать добычу. Играть нужно «внизу», чтобы собака не запрокидывала голову, т.к. для нее это неестественно и неприятно.

Интенсивность игры можно увеличить при помощи звуков, причем не важно, что кричать, важен фонетический эмоциональный фон.

С боязливой собакой вначале нужна некоторая осторожность. Иногда веревка, привязанная к предмету, творит с такими собаками чудеса.

В идеале борьба за добычу имеет разные фазы - от более спокойных движений до быстрых, рывковых, даже судорожных. Чем больше фантазии в игре, тем лучше.

Через некоторое время хозяин изображает «слабость» и уступает добычу.

Бесстрессовое отбирание добычи.

Фаза 2. Отдавание предмета.

В этом пункте упражнения делается больше всего ошибок.

После борьбы ни в коем случае нельзя отбирать у собаки добычу сразу, тем более в такой форме, будто она побеждена. Тогда собака как бы испытывает следующее: «Хозяин сильнее меня, Я получаю добычу только из милости». Или: «Если добыча у меня, надо убегать. Хозяин снова ее заберет». Если собака убегает от хозяина с добычей, то закрепляется процесс, который не дает направить упражнение в нужное русло.

Собака становится самостоятельной, и она будет все больше стремиться к тому, чтобы задавать тон в игре. Это не приведет нас к цели в сфере обучения послушанию. Здесь во главе угла должна стоять совместная работа, и собака должна всегда быстро и радостно возвращаться к хозяину. Когда хозяин отдал добычу собаке, он бежит вместе с собакой на поводке и хвалит ее. Важно, чтобы собака в течение длительного времени могла сделать следующий вывод: «Я победитель, и мне принадлежит добыча. Хозяин явно проиграл». Во время бега надо внимательно наблюдать за собакой и установить, когда ослабеет это чувство победителя. Только тогда можно думать о том, чтобы забрать добычу.

У многих собак отбирание добычи легче всего происходит при применении конкурентного МО (обмен добычей). Как отбирать предмет? Здесь существуют разные мнения. Одни настаивают на ранее выученной команде «Дай» (или «Фу»), другие считают это ошибкой. Автор выступает против той решительности, с которой отстаиваются разные способы. К цели могут вести разные пути. В нашем примере это может быть так: Если представится возможность, при ослаблении внимания собаки или ослаблении хватки взять у нее предмет.

Если собака крепко держит и сохраняет внимание, предлагается один из приводимых ниже вариантов.

Четыре известных метода выполнения команды «Дай!».

Правильно взять предмет - это новая невралгическая фаза. Ни в какой другой детали упражнения по апортировке не делается такого количества ошибок. Если здесь собака попадет в состояние фрустрации (обмана, разочарования), то вся игра может оказаться напрасной, какой бы замечательной она ни была до этого. В послушании и еще больше в защите последствиями фрустрации являются, прежде всего, разрушительные воздействия. Если собака попадет в состояние обмана, разочарования, то вся игра может оказаться напрасной, какой бы замечательной она ни была до этого, эти взаимодействия станут первоначальным опытом собаки, да еще будут подкреплены повторениями.

Еще раз подчеркнем: отдавание предмета должно быть так построено, чтобы собака извлекла из него положительный опыт.

Здесь зарекомендовали себя следующие методы:

1. «Дай» и последующая активность.

Переживание активной деятельности сильнее, чем начальная фрустрация. При этом методе раздражитель активности должен воздействовать непосредственно после «Дай», лучше всего не позже, чем через одну секунду, и быть достаточно сильным.

2. «Дай» через отвлечение.

Собака отвлекается вторым предметом и выпускает предмет сама по себе или отдает по команде, чтобы взять новый.

3. «Дай» через спокойствие.

Собака после возбуждения активности приводится в спокойное состояние. Здесь могут быть использованы успокаивающие слова и оглаживание - она расслабляется и отдает предмет сама или по команде. По этому методу хозяин не должен брать предмет сразу или быстрым движением. Такой метод применим и в защите для бесстрессового «Дай».

4. «Дай» через хитрость.

Хозяин ловит момент слабости или невнимания собаки, чтобы взять предмет из пасти. Это, конечно, повышает мотивацию и настороженность собаки. Недостаток метода в том, что у собак активных, имеющих большое желание работать, через короткое время почти невозможно забрать предмет без каких-либо дополнительных воздействий. Поэтому 4-й метод годится только для единичного применения.

Все четыре метода успешно применялись, и невозможно отдать предпочтение одному из них. Удивительно, что разные, иногда контрастные средства приводят к одной цели. Общее для этих методов то, что они предполагают способность хозяина «почувствовать» собаку и наличие у него большого опыта в деталях. Когда они применяются умело, все выглядит красиво и естественно. У неопытных собаководов часто случаются разочарования, и нередко вина ложится на собаку или на игру, которая никуда не годится, или на авторов того или иного метода. Поэтому тем, кто хочет достичь со своей собакой спортивных результатов, хочется посоветовать познакомиться с несколькими методами и посмотреть, как работают опытные дрессировщики.

Замечательно, если со временем мотивационная игра все более совершенствуется, доставляя удовольствие и дрессировщику, и собаке, и если забирание превращается в отдавание, при этом активность и заинтересованность собаки не ослабевает. В зрелой игре отдавание может мотивировать собаку, и к быстроте и радости добавляется точность исполнения упражнения.

Фаза 3. Класть предмет ближе к собаке.

Если собака еще не знает команды «Лежать», то, как в фазе 1, ее удерживает помощник.

Дрессировщик, как в фазе 1, приближается к собаке на расстояние от 5 до 25 м (дистанцию надо варьировать!), кладет предмет не прямо перед собой, а на расстоянии 1 -2 м. Если собака хорошо усвоила фазу 1, то она не только галопом подбежит к предмету и возьмет его, но и подбежит с ним к дрессировщику, ожидая борьбы за добычу, т.к. она привыкла получать удовольствие от совместной игры с предметом. Если были допущены ошибки, то она скорее будет искать удовлетворение, унося предмет прочь. 3-я фаза отрабатывается до тех пор, пока процесс не закрепится, и в дальнейших тренировках нужно время от времени снова класть предмет перед собой. В 3-й фазе можно перейти к смене предметов, что нам в дальнейшем даст различные преимущества.

Если собака уже знает команды «Сидеть» или «Лежать» и может ждать в какой-либо позиции, можно это использовать, чтобы она слегка накопила желание играть и чтобы она быстрее подбегала. Однако, следует избегать всякого давления при обучении в позиции «лежать», так как это может негативно сказаться на том радостном настроении собаки, которое до этого было достигнуто в упражнении.

Вариант: Выполнение в сочетании с предшествующим «Лежать».

Дрессировщик оставляет собаку лежать, а сам удаляется лицом к собаке, осторожными шагами, не теряя собаку из вида, останавливается, кладет предмет напряженно и медленно перед собой и отпускает собаку командой «Апорт»! Далее все как обычно. Для последующего совместного бега для некоторых собак можно рекомендовать вместо поводка рулетку.

Фаза 4. Нести и держать.

От раза к разу предмет кладется ближе к собаке, однако, только в нескольких повторениях. Класть предмет прямо у ног дрессировщика надо примерно в 8 раз чаще, чем рядом с собакой.

Еще раз напомним: в этой стадии предмет еще нельзя бросать. Для начала собака должна по команде «Апорт!» только подходить и не убегать. Можно только удивляться, как быстро собака подбегает, даже когда предмет лежит рядом с собакой и далеко от дрессировщика. Здесь мы имеем плоды от целенаправленно выработанного инструментального условного рефлекса: Собака научилась по команде «Апорт!» бежать к предмету, что, благодаря удачной организации упражнения, одновременно внешне выглядит как возвращение к дрессировщику. В идеале за короткой борьбой за добычу (если есть прогресс в игре, то иногда борьба может и отсутствовать) сразу следует игра в движении: собака несет добычу, дрессировщик хвалит собаку за прилежание и поощряет ее к бегу. Но не так, чтобы преследовать собаку и отобрать у нее добычу, а, скорее, в противоположном направлении, увлекая собаку за собой. Таким образом мы одновременно отвлекаем собаку от демонстрационного поведения, которое, в свою очередь, ведет к большей самостоятельности собаки и к доминированию. Иногда собака начинает жевать предмет, а этого мы не хотим. Еще мы не хотим, чтобы собака сама устанавливала правила игры или чтобы она потеряла интерес к совместной с дрессировщиком игре. Если собака уже знает команды «Сидеть» или «Лежать» и может ждать в какой-либо позиции, можно это использовать, чтобы она слегка накопила желание играть.

Всему этому противостоит движение. Ношение предмета имеет и то преимущество, что собака учится держать его долго, спокойно и крепко. После нескольких тренировок можно перенести фазу 2 на низкие препятствия, что, как правило, увеличивает мотивацию в упражнении. Бег и прыжки, а также преодоление препятствий содержат большую долю первичной мотивации. Условие: соответствующие предварительные упражнения преподносились в игровой, веселой форме.

Остаток упражнения строится относительно просто. Вспомним: преследование добычи закреплено рефлекторно. Вы будете удивлены, что уже при первом броске предмета и команде «Апорт!» собака галопом побежит за добычей, как будто никогда ничего другого и не делала. Но она с такой же радостью, и это и составляет разницу, побежит обратно с предметом. Остается только методически выстроить мотивированную усадку перед дрессировщиком и спокойное «Дай!».

Фаза 5. Тест: нести и замедляться.

Предварительная игра возбуждения любопытства собаки практикуется и далее с вариациями. Как в фазе 2, идет подзыв по команде «Апорт!». Если собака быстро подходит, хорошо берет предмет и ожидает борьбы за добычу, то мы переходим к тому, чтобы уже не всегда класть предмет прямо перед собой, а бросать его иногда под ногами назад. Этим упражнением мы преследуем двойную цель:

1) это тест: принесет ли собака предмет, лежащий не перед дрессировщиком;

2) собака мотивируется к быстрому возвращению в прямом направлении.

Затем собака несет предмет, и ее интенсивно хвалят. Однако, не надо ограничиваться при совместном беге монотонными кругами. Нужно разнообразие - остановки, повороты и т.п. Но, прежде всего замедление, приближение к собаке, установление зрительного контакта и оставление предмета в пасти собаки. Если собака и при замедлении темпа несет предмет спокойно и крепко, можно переходить к следующему шагу.

Внимание! Проверять, принесет ли собака предмет, если положить его на расстоянии от нас, нужно лишь изредка!

Фаза 6. Замедляться до короткой остановки.

Упражнение выполняется в описанном выше порядке. Дрессировщик во время совместного бега иногда касается предмета, не отбирая его. Таким образом мы подготавливаем последующее бесстрессовое отдавание. Замедляя бег, мы пытаемся одновременно с помощью какого-либо жеста сконцентрировать внимание собаки на себе, чтобы затем снова подстегнуть ее к продолжению движения. За бегом (со сменой темпа) следует короткая остановка и ожидание. Собака все это время должна спокойно и крепко держать предмет.

Фаза 7. Сидеть и держать.

Следующий шаг: После нескольких смен темпа следует остановка, и собака усаживается сбоку от дрессировщика. Усадка должна проходить без давления на собаку, с помощью правильно дозированных прикосновений, чтобы собака продолжала держать предмет. Для более крепкой хватки можно и на этом этапе браться рукой за предмет и после короткого усилия снова отпускать. Если собака справляется с заданием, следует вновь нагнетание напряжения и совместный бег.

Фаза 8. От непрямой к прямой усадке перед дрессировщиком.

Мы переходим к тому, чтобы вставать перед сидящей собакой. Если собака справлялась со всеми заданиями, то она и в этой ситуации будет спокойно и крепко держать предмет. К тому же она будет ожидать приглашения к бегу. Мы приблизились к усадке перед дрессировщиком на непрямом пути. Не собака села перед дрессировщиком, а он встал перед собакой. Отсюда остается лишь маленький шаг до прямой усадки собаки перед человеком.

Фаза 9. Отсылаем по команде «Апорт!»

До этого командой «Апорт!» мы еще ни разу не отсылали собаку от себя. Теперь этот момент наступил. У новичков данного метода могут возникнуть сомнения в успехе. Но мы уже развили у собаки положительную мотивацию в подноске предмета, усадке перед нами и отдавании. Если теперь, после нескольких месяцев занятий мы бросим предмет и дадим команду «Апорт!», собака побежит за ним так, как будто ничего другого она в своей жизни и не делала! Но теперь за этим последует самое главное: собака так же быстро вернется к своему хозяину с предметом в зубах. Как всегда! Здесь не следует делать ошибки и заставлять собаку отныне всегда выполнять команду «Апорт!» от начала до конца. Наоборот, после того, как собака показала нам, на что она способна, мы вновь возвращаемся назад к одной из начальных или средних фаз и по команде «Апорт!» снова подзываем собаку к себе. Только изредка мы даем собаке возможность выполнить упражнение, как полагается, в особенности перед испытаниями или соревнованиями.

Фаза 10. Ожидание перед стартом.

Нам остается только выдержка перед броском предмета и ожидание старта по команде. Но, так как наши собаки уже давно научились внимательному ожиданию, мы и здесь не используем ни поводок, ни других средств принуждения. Вначале мы укладываем собаку, в последующем мы частично используем усадку. Мы берем предмет в руки, осторожно, нагнетая напряжение, удаляемся на несколько метров, кладем предмет - напряжение нарастает, мы общаемся с собакой и разрешаем ей старт командой «Апорт!». Через несколько повторений упражнение начинается из позиции усадки. Наконец, мы бросаем предмет. Здесь на первых порах уместно несколько придержать собаку, просто показав растопыренные пальцы или мягко взяв под шею. Когда собака поймет, что от нее требуется, особых проблем здесь не возникнет, так как она уже научилась напряженному ожиданию. Для закрепления упражнения мы используем не принудительное воздействие, а различные возможности, которые вытекают из гармонии взаимоотношений между собакой и человеком.

Фаза 11. Добавление пока отсутствовавших частей.

Ближе к концу добавляются отдавание и основная позиция после усадки перед дрессировщиком. Здесь должна быть ясность и понимание того, что такие части, как усадка перед дрессировщиком, «Дай!», основная позиция тренируются только иногда, в основном упражнение заканчивается подходом и совместной игрой.

Фаза 12. Вариации и закрепление.

Почти все части и фазы апортировки предполагают богатые возможности для различных вариаций. Для многих собак эти возможности открываются уже с 3-й фазы (вариативная укладка апортировочного предмета). Если вначале мы долгое время клали предмет прямо перед собой, то затем можно переходить к тому, чтобы менять положение предмета: то в двух метрах перед собой, то трех метрах за собой (собака может пробегать у нас между ног), то посередине между собакой и хозяином, то лишь в одном метре от собаки и т. д. Вы удивитесь, как скоро собака охотно будет приносить предмет из разных мест (например, можно попробовать бросить предмет за собаку). Для закрепления упражнения мы используем не принудительное воздействие, а различные возможности, которые вытекают из гармонии взаимоотношений между собакой и человеком: увеличение мотивации до экстремального уровня, выполнение упражнения без какой-либо стимуляции, отложенные на длительный срок занятия апортировкой и затем выполнение без подготовки (проверка на временной фактор), добавление отвлекающих моментов, а также конфронтация с пограничными ситуациями.

Перед броском мы оживляем предмет, вытягиваем руку вперед, имитируем бросок и вдруг убегаем вместе с предметом. Собака должна научиться оставаться на месте при всех провокациях. Если она попытается встать, мы используем моральное воздействие.

Отвлечения можно включать в апортировку, приводя, например, на площадку других собак (на поводках), иногда в непосредственной близости. Или по площадке могут ходить или бегать люди. Или другие собаки в этот момент могут отрабатывать другие упражнения.

Ясно, что справиться с подобными отвлечениями под силу только опытной собаке. Здесь нужна разумная осторожность.

И еще: довольно трудное испытание представляет собой укладывание апор-тировочного предмета, допустим, на столе или в середине туннеля для аджилити или зарывание его в землю. Собакам нравятся подобные задачки. Поэтому они служат не только закреплению, но и поддержанию интереса. Если Вам удалось завершить тренировки по апортировке таким образом, чтобы собака сохранила интерес к ним и не испытывала никакого давления, то Вас можно поздравить. Теперь можно порекомендовать Вам выполнять это упражнение скорее как можно реже. Отдельные элементы его - да, причем в различных вариантах (менять место, предметы, вводить различные препятствия, упражнения на ловкость и т.п.)

За две недели до испытаний нужно снова начать строить упражнение с самой первой фазы, конечно, в более быстром темпе.

Источник - журнал "ВЕО".

_________________
Объявление! Собака хочит к добрым людим патаму шта миня абижают здеся а я умная собака очинь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-07-07, 11:12 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26-01-07, 16:46
Сообщения: 12505
Откуда: Moskow
Одна из лучших статей про апортировку, на сегодняшний день.
В полной мере отражает то, что мы называем "апортировка игровым методом".
Читать немного сложно, на площадке мы объясняем проще и веселей :razz:
Приятно, то, что "передовые" методы наших зарубежных товарищей, уже давно применяются нами, под несколько другим соусом. :wink:
Идеи витают в воздухе.
Кто занимался у нас или в Сокольниках, наверное сразу узнает в вышеописанных упражнениях, те самые, что делаем мы сейчас...
Опять же, тем, кто занимался со своими собаками ТАКОЙ апортировкой, по прочтению этой статьи еще больше станет понятна разница между принудительной апортировкой и игровой (мотивационной).
Я ИСКРЕННЕ НА ЭТО НАДЕЮСЬ :!:
Кроме того еще понятней становится смысл детализации упражнений и грамотной последовательности.
ТАК КАК ПРЯМО НА МОИХ ГЛАЗАХ (доволно часто) ВЛАДЕЛЬЦЫ НАКАЗЫВАЮТ СОБАКУ ЗА СВОИ ОШИБКИ!

_________________
Объявление! Собака хочит к добрым людим патаму шта миня абижают здеся а я умная собака очинь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB
дрессировка на рублевке форум Каталог РЭО