На ранних стадиях развития животного организма появляется эндокринная система, которая становится впоследствии внутренним регулятором процессов роста и развития. При этом важнейшую роль играют гипофиз, щитовидная и половые железы. Каждая из них оказывает специфическое действие на организм, их функции тесно связаны между собой.
Из многих факторов внешней среды на процессы роста и развития животных огромное влияние оказывают условия кормления и содержания (температура и влажность воздуха, световой режим, тренинг). Недокорм вызывает замедление скорости роста, недоразвитие; обильное кормление ускоряет рост и развитие животных. При освещении вопроса о влиянии условий кормления необходимо различать: общий уровень питания, его полноценность, структуру рационов и распределение питательных веществ по периодам роста собаки.
Встречается несколько форм недоразвития животных, обусловленных неблагоприятными условиями кормления. А. А. Малигонов выделял три основных типа недоразвития: эмбрионализм, инфантилизм и неотению.
НАПРАВЛЕННОЕ ВЫРАЩИВАНИЕ - это целеустремленная система воздействия на индивидуальное развитие животного различных факторов, применяемая в определенные периоды жизни с целью формирования у него желательных признаков и свойств, заложенных в генотипе.
ОТБОР - это сохранение более приспособленных к определенным жизненным условиям и технологии производства или выбор человеком наиболее удовлетворяющих его требованиям особей и устранение самой природой или человеком менее приспособленных, худших экземпляров.
ПОДБОР, как удачно его определяет Е. Я. Борисенко - наиболее целесообразное составление из отобранных животных родительских пар с намерением получить от них потомство с желательными качествами.
Отбор и подбор тесно связаны между собой и дополняют друг друга, они являются последовательными звеньями единого процесса качественного совершенствования отдельных групп животных, пород. Поэтому отбор и подбор - главный творческий фактор, главный момент или даже основа всей племенной работы в собаководстве.
Процесс совершенствования пород, базирующийся на единстве действия отбора и подбора, называют селекцией.
Творческий характер процесса отбора и подбора состоит в том, что человек, воздействуя на животных различными методами или приемами, связанными с их содержанием и разведением, применяя определенные системы спаривания и скрещивания, вызывает появление тех или иных качественных изменений. В силу устойчивости (консервативного характера) наследственности такие изменения обычно незначительны и присущи лишь отдельным животным. Опытный взгляд кинолога замечает эти изменения, возникающие под воздействием различных факторов внешней среды и наследственности родителей, отбирает наиболее ценных собак, подбирает производителей с таким расчетом, чтобы сохранить, закрепить и усилить в породе желательные признаки. В новом поколении насчитывается уже больше животных с такими признаками и нужные изменения выражены более ярко. Снова отбирают на племя лучшие экземпляры, умело подбирают производителей для спаривания, получая новое поколение. Так, при смене нескольких поколений, умелом использовании систематического отбора и подбора желательные уклонения, вначале едва заметные лишь у отдельных животных, становятся хорошо выраженными признаками присущими всей популяции.
Русские ученые-зоотехники (Н. П. Кулешов, М. И. Придорогин, Е. А. Богданов, М. Ф. Иванов, Е. Ф. Лискун) придавали огромное значение отбору и подбору в улучшении качеств животных. Анализируя данные иностранной литературы за десятилетие), В. И. Кремянский пишет: "По общему признанию селекционеров всех стран самое мощное средство улучшения существующих пород и выведения новых - это отбор, сочетаемый с подбором пар для скрещивания при условии полноценного кормления и рационального содержания животных". К этому выводу пришел Ч. Дарвин, обобщивший практический опыт целой эпохи.
После того как произведен отбор, то есть оценка и оставление на племя лучших особей, осуществляют подбор, который как бы завершает определенный этап совершенствования популяции, породы и направлен на получение нового поколения животных желательного качества. Именно с помощью направленного подбора накапливаются, закрепляются ценные наследственные качества, обеспечивая при каждой смене поколений непрерывное совершенствование племенного ядра и породы.
Подбор - наиболее действенный прием улучшения существующих и создания новых, более ценных пород животных. В то же время это один из самых сложных и важных вопросов племенной работы.
Давно замечено, что не всегда ценные качества родителей передаются потомству. Еще Г. Натузиус (1871) писал, что если заводское животное плохо передает свои качества потомству, то тут могла быть допущена ошибка в подборе: свойства отца не соответствовали свойствам матери.
Результаты подбора в основном зависят от наследственных качеств отобранных для спаривания животных. Для наиболее эффективного подбора и предвидения результатов спаривания каждого производителя с подобранными к нему суками необходимы глубокие и всесторонние знания особенностей отдельных животных, популяций и породы в целом, данных племенного подбора прошлых лет.
"Улучшение стада подбором требует много терпения и знаний, а также предполагает определенную цель. От случая или счастья нельзя ожидать улучшения стада" (П. Н. Кулешов).
ЧИСТОПОРОДНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ - это система спаривания животных, принадлежащих к одной породе. Потомство, полученное от такого спаривания, называют чистопородным, сохранение и совершенствование породных качеств - главная задача чистопородного разведения. Биологические особенности этого метода разведения заключаются в сохранении и усилении наследственности животных желательного типа, которые используются для племенных целей в зоне распространения породы.
Каждое животное в породе обладает своей индивидуальностью, своими особенностями, которые выражены не только в отличиях по телосложению, но и по способности сохранять эти свойства в потомстве. Чем ценнее животное, тем в большей мере идет накопление, концентрация в породе его наследственности. Умелое использование потомства ценного производителя в процессе отбора и подбора образует сходную по типу группу животных - ЛИНИЮ.
Группа женских особей, связанных родством с родоначальницей по прямой материнской стороне родословной, называется СЕМЕЙСТВОМ.
Создание линий и семейств - дело медленное и кропотливое, осуществляется оно глубокой целеустремленной племенной работой, состоящей в том, чтобы (цитируем Н. А Кравченко) «превратить достоинства отдельных животных в достоинства групповые».
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЯЗОК, ЩЕНЕНИЯ СУК, ВЫДАЧА РОДОСЛОВНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ осуществляется в кинологической организации (клубе, питомнике, обществе).
Вязка считается официальной (плановой), если факт спаривания производителей отражен в акте вязки и скреплен подписями владельцев собак и сдан в определенные сроки в отдел регистрации вязок и щенения сук. Рожденные щенки должны быть осмотрены специалистом, а заключение изложено в акте осмотра помета.
Перед раздачей щенки татуируются - им ставится клеймо ( в ухе или в паху - в зависимости от породы), которое впоследствии указывается в общепометной карточке, щенячьей карточке и, наконец, в родословной и дипломах по дрессировке.
На основании акта вязки и акта осмотра помета щенкам выдаются щенячьи карточки (метрики, справки о происхождении).
Щенячья карточка в дальнейшем обменивается на родословную - документ, подтверждающий происхождение данного щенка, но не дающий бесспорного права обязательного участия последнего в разведении.
Все сведения о щенках помета заносятся в общепометную карточку.
Регулярное проведение выводок молодняка позволяет следить за ростом и развитием щенков, своевременно корректировать неправильное выращивание, а также дает возможность проанализировать результаты спариваний. Кроме того, выводка является своеобразным плацдармом для обучения молодых животных выставочному тренингу.
По результатам осмотра составляется корректирующий список производителей, сводная таблица промеров щенков и другие документы, позволяющие вести дальнейшую племенную работу с породой.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: аутбридинг, абориген, бонитировка, выставка, выводка, гетерозис, инбридинг, кросс, инфантилизм, эмбрионализм, неотения, линия, семейство, мечение, отбор, подбор, панмиксия, племенная база, племенная книга, популяция, полусибсы, породность, пробанд, селекция, скрещивание, сибсы.
САМОКОНТРОЛЬ. Каково значение отбора для племенной работы? Что означают понятия о генотипе и фенотипе? Какие вы знаете формы родословных? Что такое линия и семейство? Объясните понятие "инбредная депрессия". Каковы правила клеймения щенков?
ТЕМА 5.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДРЕССИРОВКИ
Определение основных понятий курса: поведение и научение; воспитание и дрессировка; метод, способ, методика дрессировки. Цели и задачи воспитания и дрессировки.
Структурная организация центральной нервной системы. Виды нейронов. Цепи и сети нейронов, их свойства (конвергенция, дивергенция, облегчение, окклюзия, обратная положительная и отрицательная связь). Возбуждение и торможение.
Функциональная организация центральной нервной системы. Сенсорные системы мозга. Структурная и функциональная организация нейронов анализатора (первичные, вторичные, третичные проекционные зоны). Модулирующие системы мозга. Три источника активации ЦНС. Двигательная система мозга.
Формы поведения: врожденное, приобретенное, когнитивное. Рефлекторное кольцо безусловного рефлекса. Схема организации инстинктивного поведения.
Потребности и мотивация. Классификация потребностей. Общие свойства мотиваций. Значение потребностей в научении и дрессировочном процессе. Доминирующая мотивация. Конкуренция мотиваций. Мотивационная изоклина. Смещенная активность. Формы поведения, связанные с потребностями.
Эмоции и поведение. Потребностно-информационная и конкурентная теории эмоций. Функции эмоций (отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная). Физиологическое содержание эмоций.
Структура поведенческого акта по П. К. Анохину. Стадии поведенческого акта (афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез, формирование действия и оценка достигнутого результата). Теория функциональных систем.
Зоопсихологические особенности поведения собаки. Иерархическое и альтруистическое поведение. Виды агрессии. Инструментальная агрессия и ее значение в воспитании и дрессировке собак. Собака в семье человека. Взаимоотношения дрессировщика и собаки.
Научение. Формы научения.
Импринтинг. Ранняя сенсорная депривация и ее последствия.
Негативное научение (привыкание). Ориентировочно-исследовательское поведение, его значение и роль в дрессировочном процессе.
Латентное научение. Особенности непроизвольного научения.
Научение в форме классических условных рефлексов.
Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов (оперантное научение).
Имитационное научение. Инстинктивное подражание (взаимная стимуляция) и настоящее имитационное научение.
Форма научения на основе доминанты. Использование явления доминанты в дрессировочном процессе.
Когнитивные формы научения.
Дрессировка как научение. Методы дрессировки. Способы дрессировки: способ наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения, усиления поведенческого признака, редукции поведенческого акта, альтернативного поведение, игрового поведения, имитационный, оборонительного поведения, агрессивно-оборонительного поведения.
Умение. Навык как поведенческий акт. Условия успешного формирования навыка. Процесс и этапы формирования навыка.
Подведение поведения под стимульный контроль.
Нежелательные навыки и привычки. Способы коррекции поведения.
Подкрепление. Виды подкрепления (условное, безусловное, положительное, отрицательное, вероятностное, отставленное и т. д.). Биологическая значимость подкрепления. Влияние величины, времени подачи, режима, эмоционального знака, значимости и вероятности подкрепления на научение. Наказание.
Память. Виды и механизмы памяти. Значение памяти в научении и дрессировочном процессе.
Свойства нервной системы. Темперамент. Влияние темперамента на научение. Дифференцированный подход в дрессировке.
Нарушения высшей нервной деятельности. Страх. Неврозы и их причины.
Воспитание. Психофизиологическая характеристика возрастных периодов в жизни щенка. Особенности научения у щенков и дрессировка. Формирование социального поведения.
Основные критерии, определяющие служебную пригодность собаки.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Поведение представляет собой "извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, включающую моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой".
Единица поведения называется поведенческим актом. Не смотря на то. что поведенческий акт элементарен по отношению к поведению, он представляет собой довольно сложное явление.
Функционально, поведенческий акт заключается в удовлетворении потребности, и разграничивается фактом возникновения и удовлетворения ее. Потребность и ее производная - мотивация являются причинами поведения.
Потребности заложены генетически. Их можно разделить на витальные (потребности жизнеобеспечения), зоосоциальные потребности и потребности саморазвития. К каждой потребности прилагается наследуемая генетически программа ее удовлетворения, то, что мы и называет инстинктивным поведением.
Генетически наследуемые программы удовлетворения потребностей представляют тот минимум, с которым рождается животное. В процессе жизнедеятельности инстинктивное поведение изменяется - модифицируется в соответствии с конкретными условиями окружающей среды, в рамках которой происходит удовлетворение потребностей. То есть происходит накопление опыта - научение.
В накоплении опыта эффективного поведения животные активно применяют свои интеллектуальные возможности, что наиболее ярко проявляются в нестандартных (не предусмотренных генетически) ситуациях удовлетворения потребностей. Информация о решении задачи по удовлетворению потребности (условия, способы и действия) сохраняются в памяти и используются животным по мере необходимости для построения поведения в виде знаний, умений и навыков. Знания могут существовать в виде информации (например, знания, о каком либо объекте) или в виде алгоритма какого-либо действия. Оба вида знания активно используются в структуре поведенческого акта. Если сформированный поведенческий акт, например какое-либо действие, оказалось эффективным, оно повторяется в поведенческом репертуаре и приобретает свойства умения. А если, в силу каких-либо причин, для удовлетворения данной потребности наиболее подходящим из умений оказывается лишь одно, оно, повторяясь чаще других (т.е. тренируясь), приобретает свойства навыка.
Научение является частью поведения. На современном этапе под научением у животных понимается приобретение и накопление в течение их жизни определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями. Научение может осуществляться по-разному, в связи с чем выделяют несколько способов приобретения опыта - форм научения.
В настоящее время различают следующие формы научения: негативное научение (привыкание), имитационное научение (подражание), латентное научение, имприн-тинг (запечатление), образование классических условных рефлексов, образование инструментальных условных рефлексов, научение по типу доминанты и когнитивные формы научения, основанные на интеллектуальных возможностях животных.
Дрессировка собак не только основывается на их способности к научению, но и является научением. Потому что в результате дрессировки происходит аналогичное "приобретение и накопление ... определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности...". То есть дрессировка, как научение, подчиняется существующим объективно законам научения. И дрессировкой научение становится только в результате активного участия в нем человека. Человек, как дрессировщик, контролирует внешние условия процесса научения, определяет цель и за/дачи научения и в соответствии с этим организует процесс их осуществления, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное. Причем с некоторыми из них животные бы никогда не столкнулись в естественной среде обитания. То есть дрессировка, это, прежде всего деятельность человека.
В процессе дрессировки формируются и знания, и умения, и навыки. Навык при своем формировании обязательно проходит стадию поведенческого акта. И, так или иначе, сознательно или бессознательно, дрессировщик конструирует поведенческий акт, создавая потребность, контролируя обстановочную и пусковую афферентации, создает у собаки акцептор результата действия и обеспечивает подкрепление нужному с его точки зрения действию.
Видоизменяя инстинктивные программы поведения, с целью выработки новых форм поведения или с целью удаления мешающих нам форм поведения, мы изменяем, то есть, формируем сообразно нашим целям и задачам поведенческий репертуар собаки. И учитывая современные понятия о поведении, можно смело сказать, что дрессировка это формирование поведения. Состав поведенческого репертуара, соз- даваемого в процессе дрессировки, определяется целью использования собаки: собака-компаньон, собака-поводырь, пастушья собака, охотничья собака, собака для занятия спортом, собака для выступления в цирке, собака для охраны и защиты, для поиска взрывчатых или наркотических веществ и т. п.
Принимая во внимание определяющую роль человека в дрессировочном процессе, следует подчеркнуть, что ДРЕССИРОВКА - ЭТО РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ЖИВОТНЫХ НЕОБХОДИМОГО В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИЛИ ИНЫХ ЦЕЛЯХ ПОВЕДЕНИЯ.
Содержание дрессировки не исчерпывается формированием умений и навыков. Во время дрессировочного процесса происходит становление и зоосоциальных норм поведения собаки: становление ролевой функции и определение иерархического статуса собаки по отношению к дрессировщику и, при необходимости, к членам его семьи. К этому следует добавить, что во время дрессировки происходит ВЗАИМНОЕ становление ролевых функций человека и собаки в осуществлении совместной деятельности, и формируются зоосоциальные нормы поведения в самом широком смысле этого слова: манера поведения в семье-стае (например, способ разрешения конфликтов), отношение к "своим" и "другим", отношение к "своим" и "чужим" детям и манера поведения с ними и т. п. И что очень важно у собаки формируются нормы сотрудничества в осуществлении совместной деятельности с человеком, так как нормы кооперативного взаимодействия с представителем чужого вида, вряд ли представлены исчерпывающее в генотипе собаки. И необходимо подчеркнуть, что формирование зоосоциальных взаимоотношений человека и собаки являются важнейшими при дрессировке, так как именно в этой среде осуществляется сотрудничество: происходит реализация знаний, умений и навыков собаки при достижении общих целей. Кажется, что эффективность действия собаки зависит именно от уровня взаимоотношений ее с человеком.
Таким образом, ВО ВРЕМЯ ДРЕССИРОВКИ ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ЗООСОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБАКИ, что и составляет содержание дрессировки.
Как всякая деятельность человека дрессировка имеет свои теоретические и практические основания (теория и техника дрессировки), которые должны реализоваться в методах, способах и методике дрессировки.
Учитывая вышесказанное, предметом теории дрессировки должны быть поведение и научение животных, а именно законы, причины, механизмы и условия формирования поведения, приобретения индивидуального опыта: знаний, умений и навыков. То есть теория дрессировки должна рассматривать данные целого комплекса наук, уже упомянутых выше, и разных психологических и зоопсихологиче-ских школ, не обедняя себя рамками "физиологических основ".
Практические основания дрессировки составляет техника дрессировки, то есть способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции.
Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае, занимается методика дрессировки, которая определяет выбор потребности и мотивации, приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и так далее.
Воспитание собаки, как и дрессировка тоже научение и тоже формирование поведения, но это формирование социального поведения. Если во время дрессировки мы выделяем нервно-мышечный аспект актов поведения, то при воспитании акцентируем внимание на формировании знаний и понятий, на социальной стороне поведенческого акта. То есть в целях воспитания, мы можем пользоваться дрессировкой, как приемом воспитания, но воспитание это не дрессировка. Точно также, дрессируя собаку, мы отчасти меняем ее "мировоззрение", но дрессировка это не воспитание. Воспитание и дрессировку объединяет то, что оба они участвуют в формировании поведения. И взаимоотношения их можно сравнить с взаимоотношением формы и содержания в поведении как в целом.
ВОСПИТАНИЕ СОБАКИ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБАКИ. ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ НОРМАЛЬНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, АДЕКВАТНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ, СТАНОВЛЕНИЕ ЗАДАННЫХ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ГАРАНТИРУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБАКОЙ, ЕЕ ДРЕССИРОВКУ И ПРИМЕНЕНИЕ.
Более подробно тема «Теоретические основания дрессировки» изложена в методическом пособии специалиста по дрессировке, к. в. п. Гриценко В. В.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: поведение, поведенческий акт, потребность, научение, форма научения, дрессировка, знание, умение, навык, техника дрессировки, способ дрессировки, методика дрессировки, воспитание.
САМОКОНТРОЛЬ: Что такое поведение? Назовите основные группы потребностей. Что такое научение? Какие формы научение известны в настоящее время? Чем отличается дрессировка от воспитания? Что такое методика дрессировки?
ТЕМА 6.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ДРЕССИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Формы проведения занятий. Организация учебно-дрессировочного процесса. Техника безопасности при работе с собаками. Текущая и отчетная документация.
www.gsd-online.ru
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Формы проведения занятий различны. Единого мнения о том, какая лучше, а какая хуже - нет. То, как будет проводиться занятие зависит во многом как от возможностей владельца собаки, так и от того, что предпочитает сам инструктор по дрессировке собак.
Перечислим лишь несколько из возможных форм:
1. Владелец отдает инструктору собаку на какой-либо срок, с условием, что инструктор самостоятельно подготовит ее по заранее выбранному курсу дрессировки. При этом четко оговариваются условия содержания и кормления собаки. По указанию установленного срока, инструктор представляет владельцу собаку, демонстрируя ее подготовку.
2. Несколько занятий инструктор самостоятельно дрессирует собаку (без участия владельца). Затем, под руководством инструктора, все оставшиеся занятия с собакой работает ее владелец.
3. Владелец с собакой посещает занятия, которые проходят под руководством инструктора по дрессировке на площадке. Изучая данную тему, необходимо тщательно ознакомиться с основной документацией и знать правила ее заполнения, в том числе: журнал посещения занятий, оценочный лист, сводные ведомости (протоколы) и т. д.
САМОКОНТРОЛЬ. Разработайте собственную методику организации учебно-дрессировочного процесса. Каковы Ваши мотивации? Что необходимо учесть при организации процесса?
ТЕМА 7.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ С КЛИЕНТОМ. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
Основы психологии. Психология общения. Конфликт и пути его разрешения. Права сторон. Взаимопонимание между людьми. Правовые отношения.
Этические системы. Мораль. Этика общественных отношений. Добродетели повседневной жизни. Справедливость. Экономика и справедливость. Этика взаимопонимания.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Началом совместной работы инструктора и владельца собаки является заключение взаимовыгодной сделки.
Известно, что заключению сделки предшествуют несколько стадий:
1. Стадия предварительного сбора информации;
2. Стадия убеждения в необходимости и преимуществах предлагаемых услуг;
3. Стадия принятия обязательств (стадия завершения сделки).
Немаловажную роль при заключении сделки играет впечатление, которое производят друг на друга договаривающиеся стороны. Поэтому при изучении данной темы необходимо ознакомиться с правилами ведения переговоров, и соответственно, изучить литературу по вопросам ведения совместной деятельности.
Независимо от того, по какому курсу дрессировки инструктор обучает собаку, качество его работы определяется тремя показателями:
1. Смог ли инструктор найти правильный (рациональный) подход к владельцу собаки (при общении с ним), а также выработать единую тактику в решении вопроса дрессировки;
2. Удалось ли установить такой уровень отношений (между собакой и человеком), который в конечном итоге вел бы к желанию собаки идти на контакт с владельцем (инструктором) и, соответственно, к желанию выполнять команды;
3. Соответствует ли уровень подготовки собаки нормативным требованиям того курса дрессировки, по которому проводились занятия.
САМОКОНТРОЛЬ. Какие стадии предшествуют заключению сделки между инструктором и владельцем собаки? Что такое психология общения? Как добиться взаимопонимания между людьми? Каковы правовые отношения между инструктором и владельцем собаки?
ТЕМА 8.
МЕТОДИКА ДРЕССИРОВКИ. ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ И ТЕСТИРОВАНИЯ СОБАК
Понятие об обшей и частной методике дрессировки. Формы научения. Тренировка собак. Дрессировочные нормативы.
Общая и частная методика дрессировки собак по дисциплинарным курсам.
Общая и частная методика дрессировки собак по специальным курсам.
Общая и частная методика дрессировки собак по комплексным курсам.
Общая и частная методика дрессировки охотничьих собак.
Правила испытаний и тестирования собак. Нормативные документы FCI-РКФ.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
www.gsd-online.ru
Импринтинг. Ранняя сенсорная депривация и ее последствия. Ранний послеродовой период жизни (особенно у незрелорождающихся животных, к которым относятся и собаки) характеризуется беспомощностью детенышей, зависимостью их от родителей, функциональной незрелостью многих отделов головного мозга и большинства анализаторных систем, а также большой вероятностью того, что в этот период детеныши будут контактировать с представителями только своего вида (родителями, братьями и сестрами) и находиться в том месте (участок территории, где расположено логово), которое наиболее свойственно данному виду животных. При таких условиях в ранний возрастной период научение происходит очень специфично: в форме импринтинга или запечатления.
Ипринтингом в зоопсихологии принято считать специфическую форму научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых поведенческих актов, родительских особей (выступающих одновременно как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных-жертв) и др.
Характерными особенностями импринтинга, отличающими его от других форм научения, являются преимущественное проявление его на ранних этапах постна-тального (послеродового) развития (как исключение известно явление родительского импринтинга), возможностью его осуществления лишь в течение ограниченных периодов (называемом чувствительными), чрезвычайно быстрое осуществление научения (иногда без выраженного подкрепления) относительная необратимость результатов и значительное влияние, оказываемое импринтингом на последующее развитие поведения животных.
Впервые явление импринтинга было открыто и изучено на птицах (особенно известны работы К. Лоренца и его школы). Однако импринтинг свойственен и млекопитающим, но у них он более растянут во времени и сглажен в своем проявлении. Так, например В. А. Трошихин и Л. Н. Козлова обнаружили у щенков собаки в первые дни их жизни образование условных реакций на запаховые раздражители. При этом была отмечена быстрота их выработки, трудность угашения и легкость восстановления, что позволяет рассматривать их как запечатление.
Принимая во внимание этологические особенности импринтинга, можно выделить следующие его виды: социальный, экологический, пищевой и инструментальный.
Социальный импринтинг направлен на формирование внутривидовых и межвидовых взаимодействий. К социальному импринтингу относят детский, родитель- ский, половой и видовой.
Экологический импринтинг обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания), к существованию в которой этот вид подготовлен филогенетически.
Посредством пищевого импринтинга молодое животное получает информацию о существовании в данной экологической нише пищи и о методах ее добывания.
Менее изучен инструментальный импринтинг, к которому можно отнести обучение особенностям подниматься на ноги, стоять и передвигаться новорожденных животных, некоторые пантомимические движения и другие двигательные реакции, освоенные в чувствительный период. Инструментальный импринтинг характеризуется быстрым процессом выработки каких-либо двигательных реакций, которые стабилизируются после небольшого числа сочетаний действия раздражителя и подкрепления.
В связи с этим, если тот или иной вид запечатления произошел, соответствующий чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия. По окончании чувствительного периода новая информация, даже сверхзначимая, не оказывает влияния на развитие.
Ранняя сенсорная депривация. Невозможность осуществления адекватного виду животного импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (деприва ция - лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.
Комплексное негативное влияние ранней сенсорной депривации в итоге отрицательно сказывается на процессе более совершенных форм научения. Так, например, выращивание щенков в условиях социальной депривации (изолированно) до 9-12 месяцев вызывает у них значительные отклонения в пищедобывающей, ориентировочно-исследовательской, агрессивно-оборонительной, половой и социальной формах деятельности. В то же время, несложные занятия с собакой (тренировка торможения) на 4-6-й; 8-10-й и 16-18-й неделях жизни показали, что в будущем лучше обучаются те животные, у которых тренировку начинали в более ранний период.
Негативное научение (привыкание). Ориентировочно-исследовательское поведение, его значение и роль в дрессировочном процессе. Негативным научением или привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Привыкание считается наиболее распространенной формой научения.
Отличительной особенностью такой формы приобретения опыта является не приобретение новых поведенческих реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся.
Биологическое значение привыкания заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования организм должен уметь различать существенные и несущественные для его жизнедеятельности раздражители и подавлять реакции на несущественные, а также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители.
Считают, что негативное научение характеризуется рядом особенностей, которые можно рассматривать и как правила использования привыкания в воспитании и дрессировке.
Однако и после выработки привыкания раздражитель продолжает восприни- маться животным. В этом легко убедиться. Если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию.
Ориентировочная реакция в процессе воспитания и дрессировки имеет двоякое значение. С одной стороны для того, чтобы команда (раздражитель, сигнал, событие) было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию (ориентированная ориентировочная реакция), которая позволяет "настроить" на него органы чувств. Без внимания восприятие невозможно и чем больше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят. Образование любого условного ответа начинается с ориентировочной реакции. Но с другой стороны, если ориентировочная реакция не исчезает или поведение переходит в оборонительное, научение становится невозможным.
Проявление ориентировочной реакции принято делить на два этапа:
- начальная реакция (тревога, удивление), характеризующаяся прекращением текущей деятельности и фиксацией позы;
- исследовательская реакция (внимание), проявляющаяся в повороте головы или в форме различных исследовательских рефлексов и характеризующаяся анализом раздражителя.
Снижая ориентировочную реакцию, привыкание способствует переходу к более сложной форме научения - условно-рефлекторной.
Латентное научение. Особенности непроизвольного научения. Впервые феномен латентного (скрытого, неявного) научения был обнаружен в лабораторных условиях на крысах, которые обследовали лабиринт без всякого подкрепления. Оказалось, что в дальнейшем крыса с таким опытом обучается проходить лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Был сделан вывод, что в процессе обследования лабиринта, животное приобретает определенный опыт, который затем использует в организации целенаправленного поведения.
Также к латентному научению относится обучение не соответствующее ведущей мотивации. Так. голодную, но не испытывающую жажды крысу обучали проходить Т-образный лабиринт, в котором один из коридоров приводит к пище, а другой - к воде. Оказалось, что если впоследствии та же крыса будет испытывать жажду, то она начнет выбирать коридор с водой. Это означает, что процесс обучения шел и в отсутствие соответствующей мотивации.
Биологическое значение латентного научения заключается в том, что благодаря ему происходит накопление информации о свойствах внешнего мира, его образа или освоение двигательных реакций как возможно необходимых для построения поведения в будущем. Латентное научение не пассивно, в основе его лежит потребность в новой информации, проявляющаяся в форме исследовательского поведения и характеризуемая как любопытство. Потребность в новой информации, в конечном счете, обеспечивает возможность развития организма, обеспечивая его будущее.
Значение латентного научения в воспитании и дрессировке заключается в ознакомлении животного с теми стимульными ситуациями (обстановкой, раздражителями, их закономерными связями между собой и двигательными реакциями), в которых ему придется осваивать специальные навыки и работать. Это значительно облегчает процесс формирования нужного поведения. А если вы ненавязчиво, но многократно будете что-нибудь повторять, то даже сможете освоить это до навыка, причем не используя пищевых и других мотиваций. Потом вам понадобиться только придумать команду для этого действия.
Научение в форме классических условных рефлексов. На современном этапе (Ж. Годфруа, 1992) "можно выделить три категории научения, различающиеся по степени участия в них организма как целого. Речь идет о выработке 1) реактивного поведения, 2) оперантного поведения и 3) такого поведения, которое требует участия мыслительных процессов в обработке информации (когнитивное научение).
Когда создаются новые формы реактивного поведения, организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы и в нервной системе как бы незаметно и более или менее непроизвольно возникают изменения нейронных цепей информируются новые следы памяти. К таким типам научения относятся следующие (перечислены в порядке усложнения): привыкание и сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы.
Оперантное поведение - этой действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно "экспериментировал" с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. Такие формы поведения возникают при научении путем проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения.
К третьей группе относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением. Здесь уже речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. К такому типу научения можно отнести латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт и в особенности научение путем рассуждений".
Таким образом, классический условный рефлекс относится к элементарным формам научения.
Динамический стереотип. Под динамическим стереотипом понимают зафиксированную систему условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся изменений и воздействий внешней и внутренней среды организма.
Неизменный, стереотипный порядок следования раздражителей получил название внешнего стереотипа.
Динамический стереотип вырабатывается с трудом, но образовавшись, приобретает инертность и при неизменных условиях существования становится все прочнее и прочнее. Переделка динамического стереотипа возможна, но представляет большую трудность для нервной системы.
Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов (оперантное научение).Отцом инструментальной формы научения считается Э. Торндайк, который еще в конце 19 века назвал такую форму научения обучением "методом проб, ошибок и случайного успеха". Но основной вклад в изучение закономерностей образования инструментальных условных рефлексов внес американский ученый Беррес Фредерик Скиннер. Предложенное им определение оперантного научения и оперантного условного рефлекса сейчас наиболее употребимы при характеристике инструментальной формы научения. Может быть не очень систематично, но популярно и талантливо оперантный метод научения и оперантный метод дрессировки изложен в работах американского психолога и дрессировщика Карен Прайор.
В противовес методике И. П. Павлова, Скиннер разработал методику свободного оперантного поведения, при которой животному позволяют совершать различные действия, нужные из которых подкрепляют. Чаще всего для таких опытов выбирались крысы и голуби, хотя использовались и другие животные, а также человек.
При образовании инструментальных условных рефлексов основную роль играет "внутрення активность животного" - его потребность и мотивация.
Имитационное научение. Инстинктивное подражание (взаимная стимуляция) и настоящее имитационное научение. Имитационным научением или подражанием называют особую форму научения у животных в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого.
Различают инстинктивное подражание у животных (взаимную стимуляцию), например, присоединение животных к кормящимся особям, бегство, реакцию следования и т. п. У собак инстинктивное подражание можно наблюдать при групповых занятиях по развитию злобы и недоверчивости к посторонним, исполнению команды "ГУЛЯЙ!". Таким же образом одна собака может научить другую подбирать пищу с земли или играть с предметом.
Настоящее имитационное научение происходит тогда, когда расширяется и обогащается врожденный репертуар поведения путем заимствования чужого опыта, чаще всего подражания детенышей действиям взрослых особей.
Установлено, что животные с первых дней рождения копируют поведение матери по отношению к животным своей стаи, животным другого вида и человеку. Позднее происходит подражание пищедобывательному поведению и оборонительным реакциям.
Значение имитационного научения в ранний период жизни огромно. Лишение возможности подражания животным своего вида приводит к необратимым изменениям поведения, так как подражание у животных является "социальным" способом передачи информации.
Для обучения методом подражания используют хорошо отдрессированную послушную собаку. Лучшие результаты достигаются при использовании собаки более старшего возраста, живущей совместно с молодой, что связано с доминированием. Например, у обезьян подражание более вероятно, если инициатива исходит от доминирующих особей.
Форма научения на основе доминанты. Использование явления доминанты в дрессировочном процессе. К этой форме научения относятся случаи чрезвычайно быстрого образования условно-рефлекторной реакции (1-2 сочетания стимула и подкрепления), на базе гипертрофированной, господствующей потребности (доминанты).
Явление доминанты было открыто А. А. Ухтомским и определено им как "достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах (мозга) в данный момент, имеющее значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливающее возбуждение из отдаленных источников, но тормозящее способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение".
Развитие доминанты основывается на тех же закономерностях что и мотивации и, вероятно, отличается только величиной лежащей в ее основе потребности. При доминанте величина потребности становится критической, неудовлетворение ее в данный момент может привести к опасным последствиям для организма, а то и смерти.
Внешне доминанта характеризуется полным подчинением всех прочих реакций организма, которые ведут или могут привести к снятию (удовлетворению доминантной потребности) или снижению состояния доминанты. Наиболее ярким примером доминанты является половая, знакомая многим владельцам половозрелых кобелей. Хотя считается, что кроме основных, пищевой, половой, оборонительной -доминант, любая потребность может привести к формированию доминанты.
Используя форму научения на основе доминанты, следует помнить, что само состояние доминанты является сильным стрессом для животного. Острая или дли- тельная конфликтная ситуация изменяет свойства нейронов мозга, создавая тем самым застойный очаг возбуждения - застойную доминанту - и формируя патологические доминантные изменения функций мозга, что может привести к срыву высшей нервной деятельности или запредельному торможению. Особенно осторожно следует обращаться с молодыми животными, у которых состояние доминанты формируется очень быстро.
Когнитивные формы научения. Образное (психонервное) научение по И. С. Бериташвили. Элементарная рассудочная деятельность по Л. В. Крушинскому. Инсайт и перенос. Вероятностное прогнозирование. Когнитивное научение объединяет высшие формы обучения, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.
Интеллектуальные возможности животных. Мы как-то привыкли к мысли, что даже высокоорганизованные животные не способны к формированию понятий. Такое представление основано прежде всего на гипотезе о единстве мышления и речи, а не на экспериментальных данных. Хайкин А. В. (1993) считает, что вопреки бытующим представлениям, теории, обосновывающей необходимую связь формирования понятий с работой речевых механизмов 2-й сигнальной системы, И. П. Павловым создано не было. И делает вывод: тезис о невозможности появления способности к формированию понятий уже на дочеловеческом этапе эволюции у не обладающих словесной речью животных не является теоретически обоснованным утверждением. То есть наличие мыслительных (интеллектуальных) способностей и возможностей животных теоретически допускается, хотя экспериментально не доказано, но, и что должно внушать оптимизм, не опровергнуто.
Методы и способы, при помощи которых мы пытаемся оценить разумную деятельность животных обычно группируют так: 1) методики, связанные с подтягиванием приманки, привязанной к одной из многих рядом расположенных тесемок, бечевок, для установления возможности улавливания животными связей и соотношений между различными объектами; 2) использование животными в качестве примитивных орудий различных предметов, построение пирамид для реализации своих потребностей, которые непосредственно не могут быть удовлетворены; 3) обходные задачи с жесткими и переменными лабиринтами, на пути к цели, которая не всегда находится в пределах постоянной видимости для животного, для этого на пути следования располагаются препятствия; 4) отсроченные реакции активного выбора, требующие удержания в памяти следов от раздражителя в виде образа или представления как элементов сложных психических процессов; 5) выбор на образец (метод парных предъявлений) для изучения тождества, общности, дискриминации сигналов, их формы, очертаний, размеров и др.; 6) проблемные ситуации в различных лабиринтах, клетках и т. д. -анализ инсайта; 7) рефлексы на перенос опыта в новые условия как методика отражения элементарных форм обобщения;
экстраполяция направления движения раздражителя, способность к оперированию эмпирической размерностью фигур; 9) обучение начаткам языка (язык жестов, знаков, складывание из разноцветных пластиковых фишек разной формы фраз и выражение новых предложений и т.д., звуковые коммуникации; 10) изучение группового поведения, общественная кооперация; 11) ЭЭГ-исследования сложных форм поведения и математическое моделирование.
На основании проведенных опытов Л. В. Крушинский разделяет различные виды животных по уровню элементарной рассудочной деятельности (способности к экстраполяции) на несколько групп:
Первая группа - обезьяны, дельфины и бурые медведи.
Вторая группа - красные лисицы, волки, собаки, корсаки и енотовидные собаки. Со второй группой млекопитающих сравнимы вороны.
Третья группа - серебристо - черные лисицы и песцы.
Четвертая группа - кошки.
www.gsd-online.ru
Пятая группа - мышевидные грызуны и зайцеообразные. Хотя пасюки иногда решали предложенные задачи получше собак.
Образное (психонервное) научение. В 1935 году появилась концепция И. С. Бериташвили, заключающаяся в том, что у всех позвоночных животных и человека имеется особая форма деятельности мозга - психонервная (или образная память), служащая основанием так называемой "одномоментной формы научения", то есть рефлекторным реакциям, образующимся после однократного сочетания раздражителя и подкрепления.
Суть психонервного научения состоит в том, что у животных возникает определенный образ внешней среды и собственных действий, если эта информация связана с биологически важным для животного результатом (утоление сильного голода, жажды, оборонительное поведение и т.п.). Образ собственных действий, приводящих к подкреплению, сохраняется и каждый раз воспроизводится, если животное попадает в ту же внешнюю среду.
Элементарная рассудочная деятельность. Поведение животного, по Л. В. Крушинскому, строится из трех основных компонентов: инстинктивного, условнорефлекторного и рассудочной деятельности (разума). Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.
Инсайт. К формированию поведения и научению в результате элементарной рассудочной деятельности близко научение по типу инсайта или озарение.
Под инсайтом понимается, что животные могут решать задачи не методом проб и ошибок, не путем накопления статистического материала, а посредством озарения - без предварительного обучения решению аналогичных задач.
Такое научение изучается, как правило, на обезьянах с решением задач, требующих манипуляций с различными орудиями, или на крысах при прохождении ими лабиринтов разной степени сложности. Однако в 1938 году в опыте ученого Сэрриса собака в форме инсайта решила задачу - достала высоко подвешенную кость, пододвинув по нее ящик на который и вспрыгнула. Вероятно, каждый имеющий собаку может припомнить хотя бы один случай озарения своего питомца.
Вероятностное прогнозирование. Под вероятностным прогнозированием понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации (А. С. Батуев). Оба этих фактора служат основой для создания гипотезы о предстоящем будущем, причем каждой из них придается определенная вероятность. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим к наиболее вероятному достижению цели, как считал Н. А. Бернштейн.
Дрессировка как научение. Методы дрессировки. Способы дрессировки (способы наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения, усиления поведенческого признака, редукции поведенческого акта, альтернативного поведения, игрового поведения, имитационный способ, способ оборонительного поведения, способ агрессивно-оборонительного поведения). Теория дрессировки реализуется через свои методы. Метод дрессировки можно определить как совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животного. В отличие от методики, способа и приема дрессировки М.д. определяет общий подход к процессу модификации поведения и имеет в своей основе закономерности соответствующей формы научения.
Под способом понимают такое воздействие на животное, которое приводит к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.
Хотя, по словам К. Прайор, "способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать", однако наиболее употребимы следующие.
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ, который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В. Л. Дуров называл этот способ "жестикуляцией" и понимал под этим "комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение". К этому способу относится и способ "мишени", описанный К. Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. Мы часто инстинктивно используем этот способ -похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним - мы пользуемся способом наведения.
СПОСОБ НАТАЛКИВАНИЯ, когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом мы можем дать понять собаке, что от нее требуется, главное вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды.
СПОСОБ ПАССИВНОЙ ФЛЕКСИИ, суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название "лепки", так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы - взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.
СПОСОБ ОТБОРА ПОВЕДЕНИЯ, когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно - ненужные действия. А. В. Дурова-Садовская назвала этот способ "подлавливанием". По Скиннеру этот способ заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов.
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ПРИЗНАКА, который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ "спосо- бом последовательного приближения" именно этот способ она использовала как основной для дрессировки дельфинов, например для увеличения высоты прыжка;
СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ (РЕДУКЦИИ) ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА до его отдельного элемента. Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов. Редуцируя поведенческий акт, В. Л. Дурову удалось отработать навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова "мама" собакой.
СПОСОБ АЛЬТЕРНАТИВЫ (альтернативного поведения), при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора - собакой к забору.
СПОСОБ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ (особенно эффективен для молодых или любящих играть животных). При этом используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.
ИМИТАЦИОННЫЙ СПОСОБ (способ подражания), особенностью которого является то, что оно одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).
СПОСОБ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ или избегания, когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику - оборонительное поведение. Ка:к правило при помощи этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки.
СПОСОБ АГРЕССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. Эффект способа заключается в том, что от опасного раздражителя можно избавиться двояко - 1) уйти (убежать) из сферы его действия; 2) уничтожить его атакуя. Ваша задача заключается в том, чтобы вызвать у собаки желание следовать второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становятся сигнальными, то есть образуются не только инструментальные рефлексы, но и условные рефлексы на состояние. Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используются несколько способов. Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. И очень часто "быстрые" способы не являются самыми лучшими.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: импринтинг, депривация, ранняя сенсорная деприва-ция, постнатальный период, негативное научение, угашение, ориентировочная реакция, избыточное предъявление раздражителя, латентное научение, непроизвольное научение, инструментальный (оперантный) условный рефлекс, оперантное по- ведение, вариабельный режим подкрепления, стимул, имитационное научение (подражание), взаимная стимуляция (инстинктивное подражание), метод дрессировки, способ дрессировки, наведение, наталкивание, пассивная флексия, отбор поведения, альтернативное поведение, игровое поведение, способ оборонительного поведения, способ агрессивно-оборонительного поведения.
САМОКОНТРОЛЬ; Назовите отличительные черты импринтинга как формы научения. Значение социального импринтинга в воспитании, дрессировке и применении собаки. В чем заключается ранняя сенсорная депривация? Последствия ранней сенсорной депривации. В чем заключается отличие негативной формы научения от других форм? Охарактеризуйте биологическое значение привыкания. Перечислите характерные особенности развития привыкания. В чем заключается отрицательное влияние ориентировочной реакции на дрессировку и применение собак? От чего зависит ориентировочная реакция животного на раздражитель? В чем заключается положительная роль ориентировочной реакции в дрессировочном процессе? В каких случаях проявляется латентное научение? В чем заключается значение латентного научения? Назовите основные отличия инструментального условного рефлекса от классического условного рефлекса. Чем отличается инстинктивное подражание от имитационного научения? Приведите примеры инстинктивного подражания на дрессировочной площадке. Назовите основные свойства доминанты. Назовите способы снижения доминанты. Приведите пример использования доминанты в дрессировочном процессе. Что такое метод дрессировки? Что такое способ дрессировки? Приведите пример использования способа наведения. Приведите пример оборонительного способа дрессировки. Охарактеризуйте особенности способа отбора поведения. Какие навыки можно выработать используя способ игрового поведения?
ТЕМА 9.
СПОРТ С СОБАКАМИ
www.gsd-online.ru
Цели и задачи спортивного собаководства. Виды спорта с собаками, принятые в системе FCI-РКФ. Организация и условия проведения соревнований с собаками. Место соревнований и его оборудование. Нормативная документация соревнований.
Методика подготовки спортсменов.
Принципы формирования групп спортсменов. Подбор собаки для занятия спортом. Психологическая и тактическая подготовка спортсмена.
Судейство спортивных мероприятий с собаками. Оформление документации.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ. Спортивные результаты зависят не только от личной подготовленности спортсмена, а в значительной степени и от подготовки собаки.
Практика показывает, что лучшие спортивные результаты достигаются лишь в том случае, если функциональные и технические данные спортсмена соответствуют физическому развитию собаки и степени ее дрессированности.
Спортсмену для успешной подготовки нужно от трех до пяти лет. Собаки наиболее устойчивые результаты показывают в возрасте трех-шести лет. В возрасте до трех лет собаки выступают в соревнованиях очень неровно, поскольку нервная система и другие функциональные системы организма еще не полностью сформирова- ны и окрепли, а в возрасте старше шести лет многие собаки теряют свои спортивные качества, силу и подвижность процессов торможения и возбуждения и не в состоянии переносить большие нагрузки.
При подготовке к соревнованиям на первый план выдвигается комплексная специализированная подготовка спортсмена и собаки, создание (воспитание) пары, сочетающей в себе высокие функциональные и технические возможности спортсмена с отличной степенью дрессировки и хорошим физическим состоянием собаки.
Для целенаправленной подготовки спортсмена к соревнованию из числа дрессировщиков, желающих заниматься спортом с собаками комплектуются следующие группы:
1. группа начинающих спортсменов
2. переходная группа
3. группа спортивного совершенствования
Эти группы формируются с учетом подготовленности и возраста спортсменов. До начала комплексной подготовки спортсмены должны пройти первый этап - общую подготовку в группах начинающих спортсменов.
Основными задачами этого этапа являются:
- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
- выработка привычки к систематическим занятиям;
- обучение самостоятельному ведению спортивной борьбы;
- обучение методам дрессировки и установление тесного контакта в действиях спортсмена и дрессировщика.
По мере приобретения хорошей разносторонней физической подготовленности, усвоения основных методов и способов дрессировки собак переходят ко второму этапу - этапу специальной подготовки в переходных группах. Это означает, что тренировка спортсмена и дрессировка собаки становятся более специфическими.
В данный период уделяется внимание повышению уровня разносторонней физической, специальной и технической подготовленности, развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, скоростно-силовых качеств, совершенствованию спортивной техники дрессировщика совместно с собакой, ведению борьбы и психологической подготовке, привитию навыков и умения анализировать результаты выступления в соревнованиях и работы, проделанной за определенный период подготовки.
И наконец, на последнем этапе спортивного совершенствования оттачивается спортивное мастерство. Основными задачами этого этапа являются: дальнейшее повышение общей и специальной физической подготовленности спортсмена и собаки, становление высокой спортивной формы, дальнейшее совершенствование технической оснащенности безукоризненное выполнение упражнений с собакой независимо от внешних раздражителей и погодных условий, воспитание волевых качеств и тактического мышления.
www.gsd-online.ru
Специальная тренировка проводится в этот период весьма интенсивно, все другие упражнения играют вспомогательную роль.
На всех этапах необходимо систематически проводить теоретические и практические занятия, обязательно выполнять планы учебно-тренировочных и дрессировочных занятий, контрольные нормативы, регулярно участвовать в соревнованиях, осуществлять лечебно-профилактические мероприятия.
Подготовка спортсмена - это многолетний, круглогодичный, систематический процесс, направленный на достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов. Форсированная тренировка, натаскивание спортсмена на какой-то результат не дают выступающим устойчивости и, кроме того, они вредны для здоровья.
ПОДБОР СОБАКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ. Для занятия спортом можно работать с собаками любых пород. Но для достижения высоких спортивных результатов важно правильно подобрать и подготовить собаку. Только собака с сильной нервной системой, смелая, хорошо управляемая, подвижная, анатомически правильно сложенная, хорошо дрессированная поможет спортсмену достичь высоких результатов. Особую значимость имеет подбор собаки по типу поведения, активности и твердости характера, которые в основном характеризуют ее рабочие качества и возможность использования в соревнованиях.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА. Успешная физическая и техническая подготовка спортсмена в большей степени зависит от психологии ощущений и восприятия, психологии эмоций, психологии личности и коллектива (команды).
Ощущение и восприятие окружающего мира у каждого человека сугубо индивидуальны. Человек готов воспринимать в первую очередь то, что его интересует. На ощущение и восприятие оказывают влияние общее самочувствие, утомление, эмоциональное настроение. Стабильность ощущений и восприятия, их соответствие реальной обстановке - одна из основ устойчивых результатов в выполнении основных упражнений. Изменение ощущений и восприятия в период соревновательного возбуждения - частая причина «непонятных» неудач спортсмена.
Большое воздействие на работу двигательного аппарата и общее состояние спортсмена оказывают положительные и отрицательные эмоции. В этой связи очень важно уметь разумно регулировать в желаемом направлении эмоциональное состояние спортсмена. Тренер и спортсмен должны знать простые и доступные приемы снятия эмоционального напряжения и приемы повышения эмоционального тонуса. Особое место занимает борьба с эмоцией «страха» преодоления препятствий (в летнем многоборье), с неуверенностью при гранатометании и выполнении стрельбы (летнее и зимнее многоборье), а зачастую и неуверенность в действиях собаки.
В психологической подготовке серьезное значение имеет воспитание у спортсмена таких качеств, как инициативность, смелость, решительность и уверенность в своих силах. Воздействие коллектива может избавить спортсмена от недостаточной собранности, излишнего самомнения, грубости, дает возможность правильно оценивать свои силы и т.д. Индивидуальный подход к спортсмену основан на знании тренером индивидуальных психологических особенностей каждого спортсмена, обусловленных свойствами нервной системы. К основным свойствам нервной системы относятся: сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность. Эти свойства нервной системы во многом определяют поведение спортсмена, его характер и его деятельность.
ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К СПОРТСМЕНУ УЧИТЫВАЮТ И ИЗУЧАЮТ:
- моральные качества - целенаправленность, коллективизм, чувство ответственности, дисциплинированность, трудолюбие, сознательность, инициативность, общительность, доброжелательность, требовательность к себе и другим, самолюбие, самокритичность, уважение к товарищам и тренеру;
- волевые качества - активность, самостоятельность, настойчиво